История создания и усовершенствования конструкции лыж по годам

Сегодня все привыкли к тому, что приехав на горнолыжный курорт можно легко взять на прокат любое спортивное снаряжение, прокат лыж Роза Хутор, сноубордов и даже спортивной экипировки возможен за сравнительно небольшие деньги. Все привыкли к внешнему виду лыж и сноубордов и кажется, они существовали всегда, и всегда были такими – легкими, упругими, красивыми и блестящими. Но за этой красотой и легкостью скрываются более 150 лет работы сотен энтузиастов по всему миру, которые из простых и неуклюжих деревянных досок для передвижения по снегу создали произведение искусства, способное легко скользить по любым снежным склонам.

История создания и усовершенствования конструкции лыж по годам

Предыстория: Наскальные рисунки показывают, что охотники использовали лыжи по крайней мере 5000 лет назад, но есть предположения, что лыжи были изобретены еще раньше.

Ранний современный период: лыжи регулярно использовались скандинавскими фермерами, охотниками и воинами на протяжении всего средневековья. К 18 веку подразделения шведской армии тренировались и соревновались на лыжах.

До 1840 года: изогнутые лыжи были разработаны резчиками по дереву в провинции Телемарк, Норвегия. Изогнутые лыжи изгибаются вверх к центру, чтобы распределить вес лыжника более равномерно по всей длине лыжи. До этого лыжи были толстыми, чтобы скользить, и не тонуть под тяжестью лыжника. Камбер изобрел более тонкую, более легкую лыжу, которая не тонула в снегу. Тонкие изогнутые лыжи легче плавали по мягкому снегу, изгибались легче, маневрировали легче. Более тонкие и легкие лыжи лучше маневрировали, по сравнению с неуклюжими полозьями старых «транспортных» лыж. Параллельно, в процессе разработки «скимейкеры» узнали, что боковой вырез в лыжах обеспечивает более быстрый разворот.

1868: Сондре Норхейм продемонстрировал лыжу Telemark, с боковым вырезом, который сужал лыжу под ногами, в то время как кончик и хвост оставались шире. Точно так же, как и изгиб, боковой вырез создавал форму лыж, которые легче сгибались при наклоне по краю, так что в повороте его край соответствовал форме поворота, а не скользил вбок. Он также популяризировал более жесткое крепление, которое удерживало пятку по центру лыжи при повороте. Норхейм и его друзья сформировали небольшую группу первопроходцев, которые усовершенствовали лыжи, разработав первые динамические повороты в скоростном спуске с 1850 по 1900 год.

1882: Первые лыжи из древесины гикори были произведены в Норвегии. Гикори настолько тяжелый и жесткий материал, что было трудно работать с традиционными ручными инструментами. Но с современными инструментами из углеродистой стали норвежские лыжники начали выпускать лыжи из гикори. Твердая древесина позволила сделать более тонкую, более гибкую лыжу с хорошей прочностью. Гикори был импортирован за большие деньги из Луизианы, и норвежские иммигранты в Висконсине и Миннесоте очень быстро выяснили, что, имея более легкий доступ к запасам пиломатериалов, они могут сделать лыжи из гикори отличного качества дешевле, чем их друзья в Европе. К 1887 году несколько норвежских скимакеров, таких как братья Хеммествейт, переселились в США.

1893: первые двухслойные ламинированные лыжи были построены Х.М. Кристиансен, в Норвегии. Тем временем в Гларусе, Швейцарии, плотник Мельхиор Якобер запускает, по-видимому, первую лыжную фабрику в Центральной Европе.

1905: Альпийское подразделение французской армии приступило к первому серийному производству лыж в стиле Телемарк во Франции, в Бриансоне.

1926: Сегментированная стальная кромка, изобретенная альпинистом Рудольфом Леттнером из Зальцбурга (Австрия), значительно улучшала сцепление лыж с твердым снегом, в то же время позволяя древесине естественно изгибаться. Тем не менее, сегменты должны были быть ввернуты в лыжи, и, как правило, ослаблялись и разламывались. В этом случае было трудно или невозможно продолжать кататься на лыжах. Лыжники обычно носили запасные кромочные сегменты вместе с отверткой, винтами и клеем для ремонта на месте.

1928: швейцарский лыжный гонщик Гвидо Руж изобрел крепление Kandahar, используя

подпружиненный трос, чтобы удерживать пятку на горных лыжах.

1928: Были изобретены твердые алюминиевые лыжные прототипы во Франции.

1932: Первые успешные трехслойные ламинированные лыжи были изобретены Бьорном Ульлевольдсетером в Норвегии и практически одновременно Джорджем Аландом в Сиэтле. Поскольку они были сделаны из действительно водостойких казеиновых клеев, лыжи не расслаивались и служили намного дольше. Первые из этих лыж были проданы под маркой Splitkein («сплит-трость») в Норвегии и как лыжи Anderson & Thompson в США.

1934: Ограниченное производство алюминиевых лыжных лыж Джозефа Вики во Франции.

1937: R.E.D. Clark из Кембриджа, Англия, разработал клей Aerolite на основе формальдегида для скрепления самолетов. В 1941 году он создал Redux, который использовался для склеивания алюминия и других непроницаемых металлов.

1945: Авиастроительная компания Vought-Sikorsky использовала клей Redux для создания Metalite, бутерброда из алюминия с фанерным сердечником, для использования при строительстве самолетов. Три инженера Chance-Vought, Уэйн Пирс, Дэвид Ричи и Артур Хант, использовали этот процесс для изготовления лыж из алюминиевого ламината с деревянным сердечником. Тысячи пар лыж Truflex были готовы, но когда производство самолетов возросло, компания отказалась от проекта и не выпустила патент. Это были первые серийные алюминиевые лыжи. Их было легче сгибать, чем деревянные лыжи, труднее сломать, поцарапать или повредить.

1946 год: изготовитель мебели Дональд Гомм в Англии изготовил лыжу Gomme. Сердцевина из ламинированной древесины была зажата между двумя верхними пластиковыми слоями и нижним металлическим слоем с подошвой из деревянного шпона для удерживания воска. Это была первая лыжа, в которой использовались три разных слоистых материала. Гонщики, оснащенные Gomme, не смогли поразить мир на Олимпиаде 1948 года, и Gomme вернулся к изготовлению мебели.

1947: Пирс, Ричи и Хант основали компанию TEY Manufacturing для производства алюминиевого сплава Alu 60, полой алюминиевой лыжи, состоящей из вложенных каналов шляпного сечения сверху и плоской алюминиевой пластины снизу, склеенных вместе с помощью клея Redux. У него были недостатки: алюминиевая основа прилипала к мягкому снегу и плохо держала воск, а лыжа была по сути неуглубленной пружиной. Алюминиевые края нижней пластины быстро изнашивались. В 1955 году патент Aluflex был продублирован в Швейцарии. В конце концов, с добавлением деревянного ядра, дизайн превратился в Dynastar MV2.

1947: Говард Хед, другой авиаинженер, создал алюминиевые сэндвич-лыжи с легким сотовым сердечником из пластифицированной бумаги. Алюминиевое дно не имело стальных краев. Лыжи были слишком легкими, чтобы хорошо двигаться, и легко ломались при сгибании.

1948: TEY Tape изобрел самоклеющуюся целлюлозную пластиковую поверхность. Лента TEY не прилипала к снегу и могла удерживать воск. Недостаток: TEY Tape был мягким и относительно легко рвался.

1948: Крис Хоерл из Торрингтона, штат Коннектикут, создал Chris Ski из нержавеющей стали, первые лыжи со сплошным цельным стальным лезвием с низким сопротивлением. У лыж Криса обычно была основа ленты TEY. Hoerle сделал около 200 пар, но лыжи так и не были выведены на рынок.

1949 год: Алюминиевый стандарт Howard Head с алюминиевым креплением и непрерывным цельным стальным краем начал свой путь к тому, чтобы стать самым коммерчески успешным. Он имел фанерную сердцевину, склеенную под давлением и теплом между верхним и нижним алюминиевыми листами с пластиковыми боковинами. Нижний лист имел сплошную стальную кромку по всей длине. Это были первые успешные лыжи, сделанные из самых разных компонентов. Секрет успеха был Bostik, гибкий контактный цемент. Эти лыжи, наряду с конкурентами и подражателями, вытеснили по крайней мере половину деревянных лыж к 1960 году.

1952 год. Первые лыжи из пластика, усиленного стекловолокном, Bud Phillips Ski, были недостаточно хороши. То же самое относится как к лыжам Holley, созданным Дэном Холли из Детройта, так и к лыжам Dynaglass Дейла Бойсона, представленных в 1955 году. Но эти ранние

попытки распространили идею о возможности кататься на лыжах с большей скоростью и меньшей вибрацией. Дизайнеры увидели, что стеклопластиковые лыжи могут быть легче и лучше поворачиваться, чем хорошие металлические лыжи.

1954: первая полиэтиленовая основа была представлена в Австрии компанией Kofler. Kofix был достаточно скользким и устранил потребность в воске. Аналогичный материал, производимый InterMontana в Швейцарии, продавался под торговой маркой P-tex. Полиэтилен широко начал использоваться лыжными фабриками и вытеснил более ранние пластиковые основы, такие как Cellulix. С добавлением полиэтиленовой основы Howard Head представляет финальную версию Head Standard Ski.

1954: Эмиль Алле, довоенный чемпион мира по альпинизму, убеждает Лорана Бойкс-Вивеса, нового владельца Rossignol, создать алюминиевые лыжи Metallais и Allais 60 из алюминия, которые произвели революцию в скоростном спуске с 1959 года.

1959: Первые успешные пластиковые стеклопластиковые лыжи были изобретены Фредом Лангендорфом и Арт Молнаром в Монреале и проданы под маркой Toni Sailer. С тех пор концепция быстро распространилась. К 1968 году стекловолокно вытеснило дерево и алюминий для использования в лыжных гонках на слаломе и в большинстве рекреационных лыж. Алюминиевые ламинаты оставались важными для всех скоростных лыж (GS и скоростной спуск).

1970: Первые лыжи из стеклопластика, представленны Джоном Ловеттом из Боулдера, Колорадо.

1970-е годы: устойчивое улучшение пластических материалов. Конструкция из стеклопластика Prepreg оказывается эффективной, но очень дорогой. S-стекло вытесняет E-стекло во влажных условиях. Производители смешивают небольшие количества кевлара, углеродного волокна, керамического волокна и других высокопрочных материалов в стекловолокне, чтобы улучшить прочность, упругость, демпфирование, скручивание или просто улучшить маркетинговый шум. Спеченный полиэтилен начинает вытеснять экструдированный полиэтилен как болкк прочный, сохраняющий воск, высокоскоростной базовый материал.

1989: Volant лыжи — первые коммерчески изготовленные стальные лыжи, представленные Bucky Kashiwa. Завод выходит из строя в 2001 году из-за высоких затрат на рабочую силу, а производство перемещается в Австрию. Некоторая часть производственного оборудования Volant куплена Дэвидом Гудом, который использует его для производства лыж, в основном из углеродного волокна.

1990: Elan и Kneissl, переходя от классической геометрии Telemark, создают современные прототипы лыж с глубокими боковыми вырезами.

Оцените статью
Добавить комментарий