13.12.2014
Суть Дзен-буддизма

Созерцание окружающего мира, посредством внутреннего умиротворения лежит в основе школы Дзен, которая является одной из самых главных и важных в направлении восточно-азиатского буддизма, полностью сформировавшегося к концу VI века. Немалое влияние на данное течение оказал даосизм. Более широкое представление о дзен-буддизме говорит о данном направлении как о мистическом созерцании.

Принимая во внимание широкое распространение этой философской практики, дзен рассматривается, и как обозначение одной из самых влиятельных школ в Японии, и как целый ряд школ, которые распространяют практику дзен в массах и следуют её основным канонам.



Школа Дзен

Философско-духовное направление дзен корнями уходит в Индию, откуда постепенно разрослось сначала в Китае, а потом и в прочих странах Дальнего Востока – Вьетнаме, Корее и Японии. Благодаря самобытному развитию во всех этих странах дзен-буддизм приобрёл свои характерные черты в каждой из них, получив также и своё название. В Китае его называют чань-буддизм, в Японии – дзен-буддизм, во Вьетнаме – тхиен-буддизм, а в Корее – сон-буддизм. В Японии ведущими дзен-школами стали Риндзай, Обаку, Фукэ и Сото – сегодня, как и прежде, они имею сильное влияние на философские практики страны.

Согласно этимологии, Дзен означает глубокую сосредоточенность, созерцание или отстранение от мирского, благодаря чему на мир можно взглянуть сквозь призму неизбежного течения времени, смириться с этим, научиться управлять собой и своей жизнью. В некоторых направлениях философия дзен рассматривается как Сердце Будды или Сознание Будды.



Дзен и Христианство

Особе отношение существует между христианством и дзен-буддизмом. Их столкновение произошло в момент, когда японские дзен школы пришли в запустение из-за случившихся переворотов и представляли собой жалкое зрелище, преисполненное порочными связями и нарушением буддистских канонов. Тогда христианство признало практику дзен-буддизма атеистической, но, тем не менее, не отступилось от него и, в какой-то степени имело дружеские отношения с его представителями, некоторые из которых в последствие приняли христианство.

Несмотря на дружбу представителей буддизма и христианства, многие из них участвовали в яром противоборстве. И то, и другое оказало большое влияние на сторонников обоих религиозных течений, что привело к принятию христианства многими дзен-буддистами и к освоению японских традиций многими христианами. В центре споров и рассуждений между сторонами всегда были разговоры о Боге, его причастности к жизни людей и его влиянии, а также о душе, её наличии и роли в жизни человека. Буддисты часто отрицали последнее, приводя свои доводы.

Подобные контакты дали начало формированию совершенно новому течению - дзен-христианству. Особую близость учений подчеркнул в своих рассуждениях монах-католик ордена траппистов Томас Мертон. Толчок к развитию направления дал уже Д. Грэхэм – дзен приор католического ордена бенедиктинцев, выпустив книгу «Дзен-католицизм». В 1989 году, благодаря Ватикану, люди смогли познакомиться с практическими аспектами христианской медитации. С течением времени данное философско-религиозное направление получило ещё большее распространение и в последующих трактатах, как со стороны приверженцев-христиан, так и со стороны дзен-буддистов Японии и Китая, характерно было совмещение теоретических знаний их учений.

Стоит отметить, что классическое христианство не отрицает дзен-буддизма как практики самопознания и сосредоточения и не запрещает его использования как возможности глубокой релаксации, но как религию, проповедующую о Боге и душе в своём ключе, не принимает.



Суть Дзен-буддизма

Главной целью дзена считается непосредственный доступ к собственному уму и его развитие во всех направлениях. Дзен повсюду, вы можете увидеть его сию минуту или долго искать, прежде чем достигните истины. По мнению некоторых последователей и учителей, дзен – это безмятежность, важность в каждом моменте и наслаждение им.

Главными принципами дзен-буддизма являются:
• отказ от ненависти и плохих поступков, осознание источника зла и борьба с ним, если вы ни хотите получить соответствующее возмездие;
• движение жизни согласно карме, а не вопреки ей, учитывая обстоятельства;
• отсутствие стремлений и привязанностей, так как в них корень всех страданий;
• достижение гармонии с Дао, отказ от личности, главенствующего «я».

Также согласно дзен-буддизму различают три основных фактора, которые являются источниками страдания человека:
• незнание о себе, о сути своей природы;
• отвращение от чего-либо;
• желание, привязанность или стремление.

В основе учения дзен лежит пустота, которая для буддистов является главным наполнением мира, символом Вселенной, где все мы находимся, где мы следуем своей карме. Следуя этой пустоте, монахи не рассматривают человека как что-то существующее, представляя реальность как игру сознания и подсознания. Что характерно, дзен отрицает логику, но сам по себе не является её противопоставлением.

Глубокое погружение в дзен – отсутствие мышления, полное единение с окружающим миром.

Автор: Sonan-Weekly
Категория: Учения и концепции

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход