31.08.2012
Обучение во сне возможно?

Принято считать, что во сне человеческий мозг упорядочивает и хорошо воспринимает информацию, полученную извне. Именно на основании данной теории многие студенты пытаются упростить себе процесс подготовки к экзамену, прослушивая аудиозаписи с лекциями в момент сна.
Как среди обывателей, так и среди ученых, мнение относительно гипотезы о том, что человек во сне способен без труда запоминать новую информацию, разделились. Кто-то поддерживает данную идею, кто-то категорически отрицает.


Врачи нейрофизиологи из Института наук Вайцмана, расположенном в городе Реховот (Израиль), взялись проверить насколько верна данная гипотеза. Эксперимент проходил под руководством Анат Арзи.
Для исследования учеными из нескольких десятков людей, желающих участвовать в проекте, было отобрано всего 28 человек. Выбранные добровольцы отличались особенно крепким сном. Непосредственно перед началом проведения эксперимента нейрофизиологи попросили подопытных отойти ко сну.
Основной задумкой ученых было проверить способность человека ассоциировать звуки, услышанные во время сна, с запахами.
В тот момент, когда подопытный крепко спал, ученые воспроизводили определенный звук и сразу после этого подносили к носу спящего палочку с запахом (чередовались приятные и неприятные для восприятия ароматы). Вскоре воспроизводился следующий звук, и подносился другой аромат (соответствующий этому звуковому сопровождению).
Набор неприятных ароматов состоял из запаха протухшего мяса и гнилой рыбы, приятные ароматы были представлены запахами дезодоранта и шампуня.
В процессе проведения вышеперечисленных манипуляций велась запись работы мозга подопечных при помощи электроэнцефалографа. По соответствующим линиям на мониторе электроэнцефалографа Арзи понимала, что мозг реагирует и обрабатывает новый внешний раздражитель, появившийся во время сна. Также очень интересно то, что, когда спящему человеку преподносили неприятный аромат, его организм рефлекторно снижал глубину дыхания. И, соответственно, наоборот. Когда аромат был приятен для восприятия, дыхание становилось глубже и чаще, человек будто принюхивался. А вот тех добровольцев, которые при воздействии на них запахом или звуком просыпались, пришлось дисквалифицировать и отлучить от проекта.
Проверка результата (закрепление ассоциаций соотношения звуков и запахов) у исследуемой группы людей производилась нейрофизиологами на следующий день после эксперимента. Теперь они должны были быть в бодрствующем состоянии. Участников исследования снова подключили к электроэнцефалографу и начали воспроизводить те же самые звуки, что и накануне.
Биологи были поражены. Мозг бодрствующих подопытных реагировал на звуковые сигналы абсолютно так же, как и в спящем состоянии. То есть при воспроизведении звуков, сопровождавшихся накануне неприятными запахами, человек рефлекторно замедлял дыхание и уменьшал его глубину. Так же было и со звуками, сопровождающими приятные ароматы – люди начинали «принюхиваться».
Можно сделать вывод: Арзи и ее коллегам удалось доказать, что гипотеза о восприятии новой информации человеческим мозгом во сне, имеет право на жизнь. Однако и тут есть один нюанс. Подобную способность мозг человека демонстрирует только находясь в фазе медленного сна.
А вот в фазе быстрого сна человек не способен запоминать что-либо, даже собственные сновидения.
На следующем этапе исследований, по словам Арзи, будет произведена попытка понять, насколько далеко человеческий мозг может зайти в своей способности запоминать информацию во сне. С какими видами информации это возможно сделать без труда, а с какими нельзя вовсе.
Автор: Jurnalist
Категория: Исследования

Всего комментариев: 3
 
1 Svetlanka   (31.08.2012 19:21)
Во сне мозг может воспринять информацию в искаженном виде. Проверяла на себе. Чтобы информация правильно усваивалась, запоминалась, надо, чтобы кто-то весь этот процесс контролировал. И все равно нет гарантии, что мозг не преподнесет на утро какой-нибудь веселенький сюрприз.

 
2 лайминка   (01.09.2012 12:29)
Да инфу из реала во сне можно увидеть совершенно иначе ) и в таком потешном контексте )

+1  
3 Alien   (09.09.2012 18:47)
Помоему, такие легкие штучки (рефлекторные) действительно мозг запоминает, т.е. обучается. А более сложное - если только шлем придумать такой, чтоб человек спал и смотрел решение одной и той же задачи(пример) в различных вариантах. А вообще, я думаю, что так круто будет иностранные учить! вот наример видишь всю пол ночи яблоко ( в разных сценариях) и слышишь все варианты переводов на разные языки) ))

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход