13.11.2014
Изменение характера человека по возрастным периодам

От рождения до глубокой старости человек меняется не только внешне, но и внутренне. Вместе с ростом знаний и опыта, меняется его психология, мировоззрение, от чего те или иные черты характера резко проявляются или уходят окончательно. Особенности психологии возрастных периодов важны для понимания сути человеческого темперамента, распознания навыков и создания способов обучения и общения с каждой конкретной личностью.



Основные возрастные периоды

Существует 10 основных возрастных периодов, психологию которых можно условно разделить. При этом важно отметить, что индивидуальные особенности конкретного человека не исключаются, вне зависимости его возрастной принадлежности.

1. От рождения до года – грудничковый период или младенчество.
2. От 1 до 3-ёх лет – раннее детство.
3. От 3-ёх до 6-ти лет – дошкольный возраст.
4. От 6-ти до 10-ти лет – младший школьный возраст.
5. От 10-ти до 15-ти лет – отрочество или подростковый период.
6. Два этапа юности: от 15-ти до 17-ти лет – старший школьный возраст, и от 17-ти до 21 года.
7. Два этапа зрелости: от 21 до 35-ти лет – молодость, от 35-ти до 60-ти – зрелость.
8. От 65-ти до 75-ти – пожилой возраст.
9. От 75-ти до 90 лет – старческий возраст.
10. От 90 лет и более – долгожители.

8, 9 и 10 периоды можно объединить в один возрастной период – старость.



Психологические особенности возрастных периодов человека

1. От рождения до года – младенчество. По большей части первый год новорождённого человека связан с эмоциональным восприятием всего происходящего вокруг. Малыш чувствует и интуитивно изучает окружающее пространство и людей. По завершению данного возрастного периода маленький человечек вступает в свой первый кризис – начинается становление характера.

2. От 1 до 3-ёх лет. На данном этапе психика ребенка развивается неразрывно с созерцанием окружающего пространства, происходят первые столкновения с представителями других возрастов. Ребёнок учится вступать в разговоры, создавать и решать простые конфликтные ситуации. Обучение важно проводить с фактическими примерами, демонстрацией. Из-за этой особенности, в данном возрасте личность формируется, благодаря наблюдению за кем-то или чем-то.

3. От 3-ёх до 6-ти лет – дошкольный возраст. Ещё активнее начинает работать ассоциативное и логическое мышление. Для познания и активности ребёнку важен процесс игры. В связи с этим личности данного возрастного периода часто игривы, открыты к новому, быстро вливаются в игровые занятия и прочее. Характерной особенностью данного возраста становится очередной кризис – ребенок может стать более вспыльчивым, капризным, агрессивным или замкнуться в себе. Всё это может стать формой отстаивания своих желаний, интересов и потребностей. Основная психологическая черта – потребность добиться поставленной цели.

4. От 6-ти до 10-ти лет – младший школьный возраст. Основные изменения в характере ребенка заключаются в его способности самостоятельно регулировать свою деятельность, осуществлять выбор общения с тем или иным оппонентом, отстаивать свою правоту, доказывать свои утверждения и так далее. В этот же период закладываются основные внутренние правила ответственности за совершаемые действия. Однако для личности в этот период очень важно на кого-то равняться, у кого-то учиться, стараться быть на кого-то похожим.

5. От 10-ти до 15-ти лет – подростковый период. Один из самых реактивных периодов становления характера человека. На данном этапе личность остро воспринимает все окружающие перемены, ярко реагирует на замечания и оценки окружающих, либо демонстративно их не принимает. Подростки часто агрессивны из-за неосознанного полового влечения и попыток найти самого себя. В данном случае личность находится в постоянном становлении внутреннего эго, самоопределении, распознании важных именно для неё жизненных факторов и приоритетов. В этот же период может резко обостряться борьба между сверстниками, с целью доказать свою состоятельность, уникальность и прочее.

6. Юность, от 15-ти до 21 года. На данном возрастном этапе резко меняется восприятие общества, происходит становление окружающего мира. Подросток выходит из рамок семьи и начинает знакомиться с обществом, строить свои социально-бытовые идеалы, ставить перед собой цели и добиваться их. Впервые перед личностью могут встать такая потребность, как передача кому-то своих знаний и опыта.

7. Зрелость, от 21 до 60-ти лет. Самый длительный возрастной период, наполненный масштабными психологическими перестановками в развитии личности. На данном этапе человек начинает глубже познавать мир, осознавать те или иные ценности, фиксировать некоторые из них конкретно для себя и своей жизни. К 30-ти годам появляются естественные стремления к созданию своего семейного очага, семьи. Необходимость о ком-то заботиться и приносить пользу также начинает проявляться в сознании человека в зрелом возрасте. На данном же периоде накапливаются знания и база для дальнейшей жизни. Не менее важна становится и самореализация человека, его стремления в данном направлении.

8. Старость. Стремление к накоплению сменяется желанием всё сохранить и передать молодому поколению для продолжения рода. Осознание того, что жизнь продолжается, укрепляет человека и успокаивает его сознание, если он добился, чего хотел, того, в чём была его потребность. В данном возрасте личность больше стремится к покою и созерцанию, имеет потребность в наставлении кого-то, требуя при этом больше внимания. Часто в пожилом возрасте люди становятся более ранимы и чувствительны. Не зря их сравнивают с детьми.

Автор: Sonan-Weekly
Категория: Исследования

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход