Анимизм

«Душевная» вера

В каждой древней культуре можно встретить такую форму религии, как анимизм. Она предполагает веру в то, что каждый предмет одушевлён. Люди верили, что всё вокруг них имеет душу: небо, всевозможные стихийные явления, все объекты окружающего мира (роща, камень, скала и т.д.).

Анимизм

Э.Тэйлор

В научную сферу слово «анимизм» ввёл немец Г. Шталь. Это произошло ещё в самом начале 18 века. Оно происходит от двух латинских терминов: «anima» и «animus», что переводится, соответственно, как «душа» и «дух». А уже дальнейшим подробным изучением этого религиозного явления занялся англичанин Э. Тэйлор в 19 веке.

Этот учёный выделил 2 вида анимизма:
1. вера в духов и душу, которые непосредственно связаны с телом человека;
2. вера в независимых (самостоятельных) духов.
Он же определил, что именно из этих верований вышли все современные западные религии. Правда, теперь с такой точкой зрения постоянно спорят. Но не признать невозможно, что анимизм – это довольно распространённое религиозное воззрение. В основном оно характерно для племенных обществ.

Суть анимизма

Есть несколько идей, которые считаются основополагающими в анимизме. Во-первых, люди верят, что после своей кончины в физическом плане, человеческая жизнь продолжается. Только существует он уже в другом, потустороннем мире. При этом душа умершего не обязательно уходит в этот параллельный мир. Она может легко переселиться в предмет, иного человека или даже животное. Это очень важная, практически основная идея анимизма. Отсюда появляется явление под названием одержимость. А всевозможные объекты, в которых поселились духи, становятся священными, важными, т.е. превращаются в своеобразные фетиши.

Во-вторых, в анимизме есть различные ритуалы. Целью каждого из них является задабривание тех самых духов. В противном случае они смогут навредить людям или будут строить всевозможные козни.

Поклонение духам – это верование не только древних народов. В современном мире оно признаётся разными мировыми религиями и даже эзотерическими учениями. С духами можно общаться. Они также воздействуют на окружающий, материальный мир. Стоит заметить, что почти каждое эзотерическое направление, как и анимисты, делит мир на 2 части: духовный (возвышенный) и физический.

Анимисты

Наибольшее распространение анимизм получил в странах Африки, Южной и Северной Америки. Однако присутствует эта религия и у народов, живущих на других территориях. Например, в Индии есть племена, которые полагают, что в джунглях, различных водоёмах и высоких горах обитают духи. Причём в довольно большом количестве. Люди совершают для них жертвоприношения, а также умилостивляют их специальными обрядами и ритуалами.

На Андаманских островах также живут племена-анимисты. Они верят, что существуют духи конкретных природных явлений. Все они имеют злой характер, способны, так или иначе, навредить человеку. Эрем-чаугала – это дух леса. Он может легко убить своими стрелами. Чол – это духи дневного зноя, которые навлекают солнечный удар. Джуру-вин представляет собой морской дух, который посылает неожиданные болезни. Больше всего жители островов опасаются, конечно, ветра. Поэтому самым злым духом считается Пулугу, который олицетворяет муссон, разрушающий всё на своём пути.

Каждый дух имел своё собственное имя и считался покровителем определённого рода, племени или же династии. Существует и деление духов по уровням. Одни – более влиятельные, значительные, верховные божества. У догонов подобным духом являлся Лебэ. Он управлял огнём и солнцем. У племени йоруба главенствующими были 3 духа: Олокун (море), Одудува (земля) и Олорун (небо). У масаев, проживающих на территории Танзании и Кении, важнейшим считается бог Нгаи, который олицетворяет собой небо и грозу.

Были ещё и не столь важные духи. Но и им тоже приносили всевозможные жертвы. Для своих богов анимисты специально сооружали храмы или уникальные, ритуальные святилища. Некоторые духи даже имели своего жреца, который считался своеобразным посредником между двумя мирами.

До крещения Руси абсолютно всех славян можно отнести к анимистам. Ведь они были уверены, что есть духи, которые живут и на земле, и в воде. К ним относят русалок, леших, кикимор и многих других. Сегодня на территории бескрайней России всё ещё сохранились народы, которые являются анимистами. Среди них есть нанайцы, которые живут на Дальнем Востоке. Вся их жизнь наполнена ритуалами. Они помогали лучше задобрить духов или же защитить от злых божеств. Очень важны были у нанайцев ритуалы, которые проводились перед любым промыслом. Так, охотники всегда угощали духов пищей, спичками и даже капельками собственной крови. Лишь бы они подарили им удачу и добычу.

В Восточной Сибири жили тофалары. Сегодня в России их проживает чуть больше 1000 человек. Они верят в духов природы, в хозяина тайги. У хакасов, занимающих территорию Республики Хакасия, долгое время сохранялся анимизм. Духам приносили жертву, заклинали их через шамана. Этот народ особенно почитал планеты (Марс, Сатурн и др.). Согласно их верованиям, ни один человек не мог прикоснуться к пище, пока не будет принесена жертва огненному духу.

У шорцев, коренных жителей Кемеровской области все духи делились на несколько групп. Одни из них были духами-хозяевами (главными божествами). Другие – покровительствовали исключительно охотникам. Были ещё и духи предков, которые одновременно считались защитниками домашнего очага.

В Индии анимизма придерживались племена адиваси. Главный их дух олицетворял солнце. При этом были ещё и богини-матери, а также многочисленные духи предков. Сегодня в стране адиваси есть до сих пор, но их очень мало.

Анимизм — это не просто вера людей в душу и духов. Это настоящее систематизированное и логическое религиозное направление. Хоть сегодня и невозможно найти общество, где анимизм был бы представлен целостно, но небольшие части этой веры проявляются повсюду в нашей современной жизни.

Оцените статью